Здесь располагаются мои статьи и фанфики по фэндому Толкина.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:21 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Кое-что вдруг обнаружила.

Известно, что после достопамятного сна Ульмо, Тургон и Финрод принялись за тайные города. Место для Нарготронда подсказал Тингол. Но в процессе возведения эльфы Финрода вдруг еще наведались на остров Балар, намереваясь "возвести там последнее убежище, если придет лихо, но замыслам этим не суждено было сбыться". Я так понимаю, это они уже на случай падения Нарготронда готовились? Но почему тогда не сразу на Балар?

16:32 

Статья

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Финрод Фелагунд. Некоторые аспекты литературной истории.

В «Книге Утраченных Сказаний» история Берена и Лутиэн мало похожа на более позднюю версию «Сильмариллиона» и нет никаких следов персонажа, хотя бы чем-то похожего на Финрода Фелагунда. Однако ко времени написания «Лэ о Лэйтиан» Толкин разработал совсем другой сюжет и здесь ему понадобился еще один герой, помогающий Берену в его Походе за Сильмарилем. Интересно, что изначально им должен был стать… Келегорм, сын Феанора. Он был правителем Нарготронда и в черновиках к «Лэйтиан» история выглядела так:

Эгнор (Барахир) спасает Келегорма в битве, которой заканчивается Осада Ангбанда. Келегорм клянется Эгнору в дружбе и помощи ему и его роду и отдает Эгнору кольцо с двумя переплетенными змеями (которое создал в Валиноре Феанор).

Далее:

«Берен идет к Келегорму, который придает ему другое обличье [вычеркнуто: и дает волшебный нож. Берен и его проводники-номы* взяты в плен орками: немногие выжившие предстают перед (Мелько>) Морготом. Берен говорит М., что он «лесной охотник»].Они уходят, желая проникнуть в Ангбанд в обличье орков, но взяты в плен [вычеркнуто: и закованы в цепи, их убивают одного за другим. Берен лежит, гадая, когда придет его черед] Владыкой Волков, закованы в цепи, их пожирают одного за другим» (с).

Однако этот сюжет потребовал бы конфликта «двух клятв» (клятвы преследовать местью похитителей Сильмарилей и клятвы дружбы и помощи отцу Берена) и, видимо, не желая или не видя способа правдоподобно разрешить его и сохранить сюжетную канву своей «главной» легенды, Толкин придумывает совершенно нового персонажа, короля Нарготронда Фелагунда. Отметим это имя, в самом начале оно вовсе не «гномье», а вполне себе «эльфийское» и означает «владыка пещер» (в именах «Барагунд» и «Белегунд» тот же самый корень «гунд» - «владыка»). Ородрет (персонаж, существующий еще в «Книге Утраченных Сказаний») становится его младшим братом, Фелагунд приобретает отца Финрода (Финарфина), младшего сына Финвэ, а также еще двух братьев – Ангрода и Эгнора (Аэгнора). Галадриэль появится много позже, уже в ходе создания «Властелина Колец». Таким образом, Фелагунд «вытягивает» за собой целый «род» новых героев, а также несколько сюжетов, связанных с ними. Интересно, что позже Фелагунд становится наполовину нолдо, наполовину тэлеро (по матери), что, возможно, должно было подчеркнуть связь и родство народов нолдор и тэлери и ярче оттенить драматизм первой битвы эльфов, Убийства Родичей в Альквалондэ. Также это сделало Фелагунда и его семью родичами Элу Тингола (что тоже сыграло важную роль в сюжете).
читать дальше

00:09 

Эарендиль и Эльвинг, Берен и Лутиэн, Фродо и т.д.

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Это я по поводу своего "Конца Клятвы", Сильма, ВК и относительно вышеупомянутых героев. Каюсь сразу - драматизма подбавила сознательно, для обострения ситуации и даже вопреки собственному хедканону (по нему Эарендиль все-таки может останавливаться в башне жены). И объяснила "за чудо надо платить". Притом платят "самые непричастные". Помните вот это вот: "Ты спас Шир, но не для себя" и "Я не желаю тебе счастья и долгих лет жизни, их у тебя не будет, но я здесь ни при чем, я только предсказываю" (Саруман говорит Фродо). И вот такой вот "несправедливый мир". Что за величайший подвиг нет величайшей награды, а часто есть страдания и смерть. Вот и у Берена и Лутиэн были "кратки годы и счастье". При этом каким-то странным образом это кажется нормальным, хотя, казалось бы, должно вызывать возмущение: "Что это за Добро такое, которое не награждает, а чуть ли не карает?"

У меня есть два объяснения.

Первое - это действие Арды Искаженной. Что вот в искаженном мире за добрые дела и подвиги нет награды, а есть страдания и смерть. Так уж Моргот все извратил.

Второе - это сделано специально самим же Эру, чтобы "хорошие дела" совершались не ради награды, а ради них самих. То есть это испытание такое - вот тебе за "приверженность добру" не только хорошо не будет, а будет даже плохо - выдержишь ли? Любишь ли ты добро ради него самого, а не просто ради плюшек?

А вы как думаете?

00:50 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Ну, сакраментальную игру в загадки Голлума и Бильбо все помнят.

А вот менее известный пример.

"Где вы бывали? Что вы видали?"
"В эльфийском просторе, там слезы и горе,
Огонь там печет и кровь там течет,
Вот, что видали, вот что слыхали.
читать дальше

16:56 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Пишет alwdis:

О Толкиене и эпосе
Давеча в одной дискуссии мне сказали, что "Властелин Колец" - это эпос. И герои его - эпические.
М-дя.
Как человек, который преподает теорию эпоса почти три десятка лет, объясняю.
Эпос
- это мир, где НАШ герой - всегда прав. Он может лгать, как Кришна и
Одиссей, он может губить своих, как Ахилл, он может разносить город
людей, как Илья Муромец, убивать родного сына, как тот же Илья и еще ряд
героев, он может совершить еще кучу поступков, которые по нашим
понятиям чудовищны, но он СВОЙ и поэтому он всегда ХОРОШ.
А ВРАГ
может быть честен (куча таких монстров), может любить семью и родину,
как Гектор, может быть верным другом, как Дурьодхана, но он ПЛОХ, потому
что он ВРАГ.
Разумеется, есть эпические герои более привычных нам
моральных ценностей, но вот это "свой - хорош, несмотря на на, враг -
плох, несмотря на" и там нет-нет, а промелькнет.
Спроецируйте эту парадигму на Толкиена. Есть? Ни близко.
Так что никогда не называйте книги Толкиена эпосом. Пожалуйста.

К прочтению интересующимся - моя старая статья "Четыре поколения эпических героев".
Несмотря
на почтенный возраст (ей больше 20-ти лет, с ума сойти! а мне было 25,
когда писала...), вполне годная в пищу. Кое- что я бы сейчас изложила
иначе, но в целом всё так.

URL записи

Кинн
в комментариях там правильно говорит: эпос - это не про то, кто
"хороший", а кто "плохой" (кстати, вполне есть эпосы, где "наш герой" -
собрание всех добродетелей, а "их герой=наш враг" - злобная бяка). Да и
вообще "Властелин Колец" сам по себе не эпос, а в крайнем случае
"эпический роман". Вот "Сильмариллион" больше подходит под "эпос", но
да, он имеет отличия от "народного эпоса". Но меньше, чем некоторым
хочется.

16:56 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Фанфик про Эарендиля и Эльвинг для Ассиди

ficbook.net/readfic/5051995

18:35 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Пишу сейчас про поселение халадинов и у него, оказывается, три названия. Амон Обель, Эфель Брандир и Обель Халад. Хотя, кажется, Толкин остановился на последнем варианте, но мне нравится думать, что просто сами халадины переименовывали. "Эфель Брандир" - это "огороженное поселение Брандира", потому что при Брандире его обнесли частоколом. А вот после гибели Брандира его преемник Харданг мог захотеть искоренить память о предшественнике и переименовал поселение в "Обель Халад" ("селение вождя").

21:46 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
А-а-а, мой фик озвучили!

vk.com/wall290469128_133

18:46 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
AU про Финвэ-Мириэль-Индис, где конфликт разрешается иным образом. ficbook.net/readfic/4960527

21:02 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Так-так. А тут пришел экономист и всех разогнал.

В смысле, вот. Цитирую alwdis:

"– Мужчины уходят строить дороги. Если у семьи не остается кормильцев вовсе, она живет за счет казны. Не скажу, что у них каждый день такой ужин, но на голод и лишения пока не жаловался никто. Если кормилец есть… мои люди посмотрят и разберутся. Пока муж или старший сын, или оба строят дороги, их семья сыта, одета и имеет крышу над головой. Это я обещаю.
– Но ты действительно не платишь строителям? – спросил Таургон.
– Ни единой монеты! Никому, за все годы. И, будь уверен, не заплачу и в будущем.
Глаза наследника сияли. Не бывает такого взгляда у кровопийцы-паука, которого тщетно молить о милосердии.
Вспомни глаза Салганта и посмотри в эти. И ты поймешь, кто прав. Поймешь, хоть по-прежнему не понимаешь его хитрости.
– Тогда я молю о милосердии для нас, – улыбнулся Таургон. – Расскажи, не мучай.
– Я плачу строителям, – смилостивился Денетор. – Но не деньгами. Я им плачу годами.
– Годами?
– Да. Годами на новой земле, которую они получат. Годами без налогов. По числу отработанных на меня лет.
Таургон вспомнил, что грушу режут затем, чтобы потом съесть.
– Налоги не платит семья, – продолжал Денетор, – но если работали отец и сын, и сын после свадьбы отделился, то все свои отработанные годы он получает сполна. Вот поэтому – не больше десяти лет. Им еще хозяйство поднимать на новом месте. Ну и вообще – больше десяти лет не платить налогов это чересчур."

...

"– Тогда, – заметил Денетор, – я добавлю. Попытайся представить, что у строителей есть деньги. Где бы они их, – он прервался на ложку десерта, – стали хранить? В поясе, чтобы они просыпались при неудачном движении? В лагере, чтобы их легко было украсть? Или отправляли семье, чтобы женщины их растратили раньше времени?"

Итак, поскольку я и есть экономист, то попробуем разобрать, что здесь предлагается. Автор пытается внедрить в Гондор "кейнсианскую модель". "Кейнсианство", если объяснять без особых тонкостей - это модель, при которой правительство искусственно снижает безработицу с помощью "государственных программ" - в частности, это может подразумевать строительство разной инфраструктуры, например, дорог. Минус этой модели в том, что из-за зарплаты строителям "разгоняется" инфляция (потому что строители дорог производят не товары, которые можно продать). Кстати, есть обратная, монетаристская модель, когда никаких "государственных программ" по строительству не осуществляется, то есть задействованы только те работники, которые затребованы на рынке труда - тогда инфляция снижается, зато "разгоняется" безработица.

Но, поскольку "строителям не платят" - то получается, что и инфляции нет. Но это только на первый взгляд. Поскольку правительство закупает продукты и одежду для строителей и их семей, то, соответственно, цены на эти продукты и вещи повышаются (если, конечно, в Гондоре не существует государственного регулирования цен, что маловероятно). Кстати, если количество продуктов и прочих товаров ограничено - то возникает еще и дефицит товаров (явление, хорошо известная всем, кто жил в СССР), ведь выгоднее продать правительству сразу большую партию товара, чем ждать одиночных частных покупателей. Таким образом, получается, что производители продают сразу некое количество товаров государству, а частные покупатели (то есть весь остальной народ) раскупают остатки по взвинченным ценам. Умонастроения народа после этого можно себе представить :)

Еще один момент. Строители работают бесплатно, но им дают пищу и одежду (и некое количество всяких товаров первой необходимости, например, мыло, посуду и т.п.) То же самое делается в отношении их семей. Плюс - освобождение от налогов на то же количество лет, что строитель отработал. Если принять, что процент налога - 20 (в современном обществе с физлиц - 13, но существуют еще всякие налоги, не такие явные), то получается, что остальные 80 % - это прокорм самого работника и его семьи, впритык. То есть зарплаты у этих строителей такие, что можно только прокормить себя, семью и заплатить налоги. Учтем при этом, что потребление в те времена было меньше, чем теперь, ведь людям не было необходимо много вещей, которые есть сейчас (например, всякого рода техника). Да, не очень хорошо жили простые люди в Гондоре, хоббиты - и те лучше...

И, наконец, третье, неочевидное. "Или отправляли семье, чтобы женщины их растратили раньше времени?"

Люди, далекие от экономики, почему-то думают, что "растрата денег" - это что-то плохое. Тогда как наоборот, подобные траты "двигают" экономику вперед, при этом "отдача" получается больше, чем первоначальные затраты. Это явление называется "мультипликатор". Грубо говоря, его смысл состоит в следующем: гипотетическая "женщина"-потребительница тратит серебряную монету на приобретение, допустим, платья. Тем самым она дает заработать портному, сшившему платье. Портной, получив монету, часть тратит на продукты семье, часть - на материю. Этим он дает заработать фермеру и ткачу. Фермер и ткач... ну вы поняли смысл, да? Серебряная монета "по дороге" превращается в полторы-две, это и называется "мультипликатором". Поэтому тратить - это хорошо, это движение экономики вперед, а "собирать в кубышку" - это хорошо далеко не всегда.

Альвдис, если будешь называть "глупостями" - будь добра указать, где они :)

00:54 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Интересно, что у Толкина герои часто женятся на женщинах из "более высокого" рода, и их дети получаются знатнее по женской линии, чем по мужской. Самый известные примеры - это Тингол и Мелиан, Берен и Лутиэн. Туор и Идриль туда же. Арагорн и Арвен.

Но менее известно, что этот же принцип соблюдается и относительно хоббитов. Оба Бэггинса - Бильбо и Фродо - сыновья хоббитянок, которые "знатнее" своих мужей. Бильбо - сын Беладонны Тук, дочери Старого Тука (Туки - бывшие таны, то есть правители Шира, и даже в описываемое время, когда этот титул был лишь титулом, Туки - самый "знатный" род Шира). Фродо - сын Примулы Брэндибак, которая, в свою очередь - дочь Мирабеллы Тук, также дочери Старого Тука.

00:48 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
"Парень, девушка и собака". Новые части - с XIII по XVI. ficbook.net/readfic/3525046/12458852#part_conte...

19:16 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Уф-ф-ф, дописала я "Квента меллион". Все. ficbook.net/readfic/3441762/12063114#part_conte...

11:28 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Мой опус опубликовали в альманахе Вескона! Вот этот: ficbook.net/readfic/980871

Поздравьте с первой публикацией! :)

21:17 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Фик. Феанор и Турин. Юмор

ficbook.net/readfic/4219885

15:55 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Прочитала в одной из дискуссий:

"Когда Берен у него не может нанести удар спящему, при том, что спящий этот – и есть то самое Воплощенное Зло, это Единый в чистом виде". (с) Антрекот

А вот эту мысль интересно думать... особенно в свете вот того самого спора с Эстелин, который на Фикбуке никак не кончается :) Она там в числе претензий к Берену выкатывает и такую: мол, не рубанул Берен по шее спящего Моргота, когда можно было, не убил "всеобщего Врага", что ж он так?

Цитирую то самое место из "Квэнта Сильмариллион" 5 тома, источника "Сильмариллиона":

"Кинжал Ангрист сломался, и обломок лезвия, отлетев, ранил Моргота в щеку. Он застонал и шевельнулся, и все воинство Ангбанда дрогнуло во сне.

Ужас объял Берена и Лутиэн, и они бежали, не думая больше ни о чем и позабыв о личинах, желая только увидеть свет хотя бы еще один раз. Никто им не мешал и никто не преследовал..." (с)

Собственно, при чтении этого места в Сильме, мне всегда казалось (да, вроде бы, оно и очевидно), что у Берена и Лутиэн просто не было ни возможности, ни сил, ни времени что-то делать со спящим Морготом. Кинжал сломался, другого оружия поблизости, похоже, не было (кроме, может, какого-нибудь Гронда, который Берену никогда не поднять). Кроме того, влюбленных объял "ужас" (что вполне понятно и естественно для тех обстоятельств и ничего плохого о них не говорит - ужас бы тут объял любого), в паническом страхе они бежали (потому что цель - взять Сильмариль - была достигнута).

А что, если, действительно тут еще одна демонстрация толкиновского принципа "честной игры"? То есть спящего, пока что беспомощного - не убивают (даже если это было возможно). Известный всем пример - Голлум. Моргот, конечно, не Голлум, но может, и тут этот принцип действует?

00:24 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
"От его ужасного воя раскалываются и падают скалы. Землетрясение. Гнев Моргота при пробуждении. Ворота [?падают] внутрь, и ад запечатан, высокие столбы огня и дыма поднимаются над Тангородримом". (с) из набросков к "Лэйтиан".

Вероятно, придумано для того, чтобы погоня не сразу добралась до Берена с Лутиэн, но видится мне тут и иное, символическое значение - забрав у Моргота Сильмариль, Берен и Лутиэн, великие герои Древних Дней, запечатывают ад...

Однако, стоит уточнить, что по-английски "ад" - это "hell". Это слово происходить от "Хель", в скандинавской мифологии - безрадостное подземное обиталище мертвых. Таким образом, для англоязычных (особенно для лингвистов (!) и историков) "ад", скорее всего, не имеет такой четкой ассоциации с христианством, как у нас. Хотя неясно, какие именно ассоциации были конкретно у Толкина. Возможно, он как раз играл на этом двойном значении слова, обозначая одновременно и языческий страшный потусторонний мир, но намекая и на христианство, и на "Дьявола"-Моргота.

Если бы у русских был бы такой же четкий "исконный" термин, возможно, стоило бы переводить именно им. Но у нас его не имеется, поэтому переводим "ад", а это четкая ассоциация с христианством.

12:48 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Фанфик "Покинутая крепость". Время - вскоре после Нирнаэт. Двое юных эльфов бегут из плена и попадают в покинутую крепость Барад-Эйтель... Мини, джен, драма, экшн.

ficbook.net/readfic/4023725

18:35 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
И я уж не знаю, где эта venwe искала, но вот совершенно четкое указание: "Эльдар женились единожды в жизни по любви, или по меньшей мере по свободной воле обеих сторон". (с) "Законы и обычаи эльдар"

Не говоря уж о том, что при отсутствии подобного установления весь смысл "Статута Финвэ и Мириэль" равен нулю.

21:25 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться!
Новые статьи: Амон-Эреб и Эстолад tolkien.su/wiki/

Толкин: статьи, фанфики

главная