Здесь располагаются мои статьи и фанфики по фэндому Толкина.
URL
02:19 

Отчет с игры "Сокрытие Валинора". Много фото!

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Итак, все началось с того, что случился совет Валар, на который были приглашены и эльдар, и где было сказано о том, что новые Светила не так хороши, как были Древа, что Урвенди подходит слишком близко к земле и потому слишком горяча. Начали обсуждать эту проблему – и тут же подняли голос солосимпи, которые боялись, что из Сирых Земель придут враги, врагами они считали и нолдоли. Здесь Гильмир (это я) стал защищать нолдоли, которым был сродни, уверяя, что они не враги, даже если и сражались здесь и что они никогда снова не будут нападать. Но солосимпи не верили, слишком напуганные сражением, и договорились даже до того, что врагами могут оказаться все вокруг. Тогда Гильмир сказал, что если уж все вокруг враги, то говорящие – враги всем. Но возникающую ссору прервали Валар, которые хотели сначала чествовать Светила, а потом разрешить вопрос с их путями. И все отправились на пир. Светила тоже :)

Наши Валар

Манвэ и Варда
читать дальше

17:00 

Жена Куруфина и жена Трандуила

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Жена Куруфина и мать Келебримбора

Как и во многих исторических записях и древних летописях, в «Квэнта Сильмариллион» имена и дела женщин часто остаются неизвестными. Так бывает даже в генеалогиях «правящих династий».

В генеалогии потомков Финвэ покрытыми мраком неизвестности остались жены сыновей Феанора. Согласно заметке к тексту «О гномах и людях» женаты были трое из феанорингов: Маглор, Карантир и Куруфин. Следует отметить, что «женатое состояние», как говорится в «Законах и обычаях эльдар», было обычным для эльфов, только в случае «необычной и странной» судьбы эльф или эльфийка по достижению зрелого возраста не имели супругов или хотя бы нареченных. Особенно это касается мирных времен Валинора – а все третье поколение, поколение внуков Финвэ, достигло к Исходу вполне зрелого возраста (младшей из них, Галадриэли, уже исполнилось более 1300 лет Солнца). Но интересно отметить, что в брак из них в Валиноре вступили только трое: Тургон (Эленвэ), Ангрод (Эльдалотэ согласно «Шибболет») и Куруфин (у Финрода была нареченная невеста Амариэ). Обе внучки Финвэ остались незамужними.

Это можно объяснить только именно что «странной судьбой» всех потомков Финвэ. По крайней мере, определенно известно, что брак или любовь в Эндоре ожидал пятерых из них: Келегорма (Лутиэн), Арэдель (Эол), Ородрета (неизвестная синдэ из Митрима), Аэгнора (Андрет) и Галадриэль (Келеборн), и, видимо, это и было причиной их одиночества в Валиноре – они предчувствовали свою «судьбу» в Эндорэ.
читать дальше


15:55 

О, сколько же открытий чудных...

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
...готовит нам Фикбук.

Пару дней назад решила посмотреть свеженькие тексты по Сильму. Выбрала неслэш и понеслась...

ЭТО попалось мне первым. Большое, еще незаконченное макси про Валинор.

Вот немножко цитат оттуда, таких, что я аж офигела :facepalm3::

Хулиганка-Артанис

"Юная принцесса не дала матери взять себя под руку, понеслась вихрем к себе в покои. Бросившись к зеркалу, Артанис схватила нож и начала выковыривать самоцветы, сделанные Феанаро, из рамы, швыряя изумительной красоты камни на пол, с ненавистью пиная их ногами. Лучше изуродовать красоту, чем подчёркивать ее творениями рук предателя!"

Какая экспрессия, какой накал страстей!

читать дальше

13:24 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Г-жа Эйлиан Инглориэль и К (в которой есть ваш покорный слуга, хотя мое участие небольшое) представляют аудиоспектакль по "Хроникам Дома Финарфина" (точнее, по одной хронике - "And comes no more..."). Очень красивая музыка, спецэффекты и вообще, очень здорово! Я озвучиваю Эарендиля. Слушать ВКонтакте: vk.com/club19818249?w=wall-19818249_3133%2Fall

18:41 

Вескон, день первый

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Вескон. И был день первый…

Наконец-то снова побывала на Весконе после долгого перерыва (три года!) Организм изголодался по путешествиям, людям в необычных костюмах, яростным обсуждениям легендариума и вообще толкиновской атмосфере. И Вескон додал всего в полной мере! И если это для меня не лучший, то самый яркий и разнообразный Вескон уж точно :)

Сразу выражаю благодарность Гэллиан за хлеб и кров, за интересные разговоры и компанию.

Также благодарю организаторов Вескона, особенно прекрасного Арторона, за организацию этого чуда! Все было отлично!

Сначала я пошла на литсекцию, на литературный семинар Айны, поскольку посылала туда свой текст, вот этот: ficbook.net/readfic/2167737 . (NB: идея разговора о лингвистике прямо посреди военных действий взята мной из писем Толкина, был у него эпизод, что он сидел в некоем блиндаже на Первой Мировой, там собрались офицеры на какое-то собрание, и тут Толкин вдруг услышал как другой офицер вполголоса пробормотал какую-то фразу о некоей научной лингвистической проблеме. Ну и дальше Толкин пишет, что, мол, люди на войне думают не о войне и это хорошо. Ну вот я взяла эту идею и натянула на якобы встречу Эльронда и Келебриан посреди Эрегионской войны. На самом деле это анахронизм, по канону они познакомились в Имладрисе после окончания войны. Но тут уж больно все легло в тему. Так и вышел этот рассказ с небольшой интригой (для Эльронда, проницательный читатель-толкинист, конечно, сразу догадался о Келебриан, тем более, я дала достаточно подсказок), любовной историей, военными действиями и разговорами о лингвистике. Разумеется, имя «Истимэль» - тоже моя выдумка). Лично мне этот рассказ нравился, подходил по размеру, к тому же, недавно на него написали довольно злобненькую пародию, поэтому я решила проверить: настолько ли все плохо? На самом деле, я уже готовилась выслушать жуткий разгром, тем более, что тут же присутствовала Айриэн. Но к моему удивлению, рассказ начали хвалить, мол, герои очень живые, яркие и читателям напоминают о героях Второй Мировой (не Первой). В принципе, есть такое дело, я это сама уловила, хотя сходство было неосознанным. Но, конечно, для нас, русских начала 21 века, Вторая Мировая ближе и «роднее», если можно так выразиться, чем Первая, потому сходство неудивительно. Хотя я не фанат фильмов типа «Четыре танкиста и собака», а сказали, что похоже на подобные фильмы. Ну, значит, это витает в воздухе :)

читать дальше

15:45 

Вескон, день третий.

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Вескон. День третий.

На третий день мы героическими усилиями пришли пораньше и не пожалели. Игорь Хазанов представил «Антисоциальное восприятие Толкина в русскоязычной среде», где изложил, как некоторые русскоязычные авторы приплетают Толкина к своим измышлениям на тему расизма, религиозного фанатизма и прочих антигуманистических взглядов. Если в книге видишь фигу, то есть некую глупость на вышеозначенные темы, с приплетением Толкина (и не только), то лучше эту книжку занести в «черный список». Игорь разделил авторов на несколько видов: «дилетанты», «профессионалы», «профессионалы в других областях» и предложил всем «приклеить ярлыки» и занести на некий сайт, чтобы люди были предупреждены, что собираются читать. В принципе, я с ним согласна, так и надо.

Второй доклад Игоря «Российская книжная толкинистика» несмотря на суховатое название был очень веселым. Где-то полчаса вся аудитория загибалась от хохота, потому что Игорь цитировал чудесные фразы из русского перевода Дея «Путеводитель по миру Толкина». Например: «Мэлиан в Дориате служила Ванной и Эстэ…» и еще много чего (на Арде-на-Куличках есть список, но вслух это звучит еще лучше). Поэтому зря народ не пошел, было не сухо, а весело и интересно. Кроме того, Игорь прошелся по русским и переведенным на русский книгам, посвященным Толкину и эльфам. Я с интересом смотрела на книжечку Кораблева «Истории об эльфах» (автор собрал истории об эльфах из всяких древних и средневековых текстов), но, увы, в сети книгу найти не удалось, а тираж был небольшой. Очень, очень интересно было бы почитать. Вообще доклады мне понравились, все было изложено толково, интересно и весело.

читать дальше

03:03 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
О Горлиме.

То есть о спектакле.

Вообще "Блистательную Кибитку" смотрела только один раз - "Возвращение Беортхнота". То есть Толкин, но не Средиземье. Было интересно, хотя и темно :).

Но вот "Горлим". Сцена из Лэйтиан с этической дилеммой, очень напряженная трагедия. Начинается весьма интересно: Эйлинель (как мы знаем - призрак) ходит по своему дому и сетует: надо белье снять, а то гроза, надо хлеба испечь, а то Горлим давно его не ел... Такая хозяйка-хозяйка, но что-то странно: мука прогоркла и вообще, мысли путаются. Холодным сквозняком в этот монолог "хлопотливой домохозяйки" вклиниваются слова про боль, про крик. Понятно (нам, читавшим Сильм), что женщину убили, а это призрак, мятущийся призрак, все еще ждущий Горлима. И Горлим приходит. Тут его хватают орки. Эйлинэли кричат: "Не нужна больше!" То есть, как я понимаю, это не просто "призрак, созданный Сауроном", это некий "отпечаток" души Эйлинэли (которая - настоящая - ушла за пределы Арды, как и положено людям), который Саурон как-то подчинил себе и держит под своим контролем. Очень интересный момент, классно сделано, хорошо сыграно.

читать дальше

00:40 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
16.02.2018 в 07:48
Пишет Nille:

Доклад Юлии Понедельник «Толстые и тонкие"
Доклад Юлии Понедельник «Толстые и тонкие. О толщине персонажей Толкина, серьезно и не очень».
О росте толкиновских персонажей писали много. Существуют даже рисунки и таблицы с указанием роста конкретных героев или «средних» представителей разных народов. А вот вес и габариты этих героев никто еще не рассматривал. В докладе проводится обзор всех значимых очень толстых (и очень худых) персонажей, их ролей в сюжете, отношения к ним автора и других персонажей по признаку толщины (или худобы). Хорошего персонажа должно быть много? Или большой живот мешает совершению героических подвигов? Есть ли место идеям бодипозитива в Арде? Ответы на эти вопросы с точки зрения текстов Толкина обещает автор доклада.



URL записи

21:54 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)

14:55 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)



05.12.2017
в 12:37
Пишет Норлин Илонвэ:

Как говорилось где-то ниже, времени на полноценное выступление на БПВ не было, поэтому мы Лемпи подумали и решили пойти другим путем. А именно писать, основываясь на некоторых типичных негодных заходах, штампах, приемах, ошибках и т.п. так, чтобы это было очевидно плохо и оттого смешно. Я думала, мы концептуально займем последнее место и все.

Но в процессе у аудитории сложилось мнение, что мы стебемся над маленькими девочками с фикбука. А еще оказалось, что на самой Битве попадаются (не через одну, но есть, есть) работы, которые по уровню отличаются от наших только меньшим числом ошибок и тем, что написаны на полном серьезе. Из разряда тех, что сами по себе - преступление против русской словесности, а когда за них еще и голосуют - это преступление против здравого смысла, всякой эстетики и вкуса. Так что такого рода творения, наш пример "что такое плохо" и последовавший в деаноне "рецепт", как делать такое "плохо" по-прежнему нашли своего невзыскательного чтеца... Ну помимо тех, кто просто оценил шутку, даже если не совсем ее понял)
Ну ладно, зато было забавно. Припасть к нашим шыдервам можно здесь.

В целом же Битва удалась. Действительно плохих работ было меньше, чем я ожидала, а действительно интересных больше. Будем же надеяться, что прогресс продолжится)


URL записи

(выделение мое) Блин, кто бы сомневался... Люди, вы еще хотите с этими личностями общаться?

То есть все мероприятие задумывалось не с целью совместного приятного времяпрепровождения, а чтобы "выпороть" оппонентов (выставив себя носителями ИСТИНЫ в последней инстанции, угу-ага).

Можете считать меня грубиянкой и прочим, но таких иезуитских пакостей я никогда не устраивала.

Предлагаю следующую Битву провести самим, без этих... арбитров изящества.

22:21 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Кое-что вдруг обнаружила.

Известно, что после достопамятного сна Ульмо, Тургон и Финрод принялись за тайные города. Место для Нарготронда подсказал Тингол. Но в процессе возведения эльфы Финрода вдруг еще наведались на остров Балар, намереваясь "возвести там последнее убежище, если придет лихо, но замыслам этим не суждено было сбыться". Я так понимаю, это они уже на случай падения Нарготронда готовились? Но почему тогда не сразу на Балар?

16:32 

Статья

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Финрод Фелагунд. Некоторые аспекты литературной истории.

В «Книге Утраченных Сказаний» история Берена и Лутиэн мало похожа на более позднюю версию «Сильмариллиона» и нет никаких следов персонажа, хотя бы чем-то похожего на Финрода Фелагунда. Однако ко времени написания «Лэ о Лэйтиан» Толкин разработал совсем другой сюжет и здесь ему понадобился еще один герой, помогающий Берену в его Походе за Сильмарилем. Интересно, что изначально им должен был стать… Келегорм, сын Феанора. Он был правителем Нарготронда и в черновиках к «Лэйтиан» история выглядела так:

Эгнор (Барахир) спасает Келегорма в битве, которой заканчивается Осада Ангбанда. Келегорм клянется Эгнору в дружбе и помощи ему и его роду и отдает Эгнору кольцо с двумя переплетенными змеями (которое создал в Валиноре Феанор).

Далее:

«Берен идет к Келегорму, который придает ему другое обличье [вычеркнуто: и дает волшебный нож. Берен и его проводники-номы* взяты в плен орками: немногие выжившие предстают перед (Мелько>) Морготом. Берен говорит М., что он «лесной охотник»].Они уходят, желая проникнуть в Ангбанд в обличье орков, но взяты в плен [вычеркнуто: и закованы в цепи, их убивают одного за другим. Берен лежит, гадая, когда придет его черед] Владыкой Волков, закованы в цепи, их пожирают одного за другим» (с).

Однако этот сюжет потребовал бы конфликта «двух клятв» (клятвы преследовать местью похитителей Сильмарилей и клятвы дружбы и помощи отцу Берена) и, видимо, не желая или не видя способа правдоподобно разрешить его и сохранить сюжетную канву своей «главной» легенды, Толкин придумывает совершенно нового персонажа, короля Нарготронда Фелагунда. Отметим это имя, в самом начале оно вовсе не «гномье», а вполне себе «эльфийское» и означает «владыка пещер» (в именах «Барагунд» и «Белегунд» тот же самый корень «гунд» - «владыка»). Ородрет (персонаж, существующий еще в «Книге Утраченных Сказаний») становится его младшим братом, Фелагунд приобретает отца Финрода (Финарфина), младшего сына Финвэ, а также еще двух братьев – Ангрода и Эгнора (Аэгнора). Галадриэль появится много позже, уже в ходе создания «Властелина Колец». Таким образом, Фелагунд «вытягивает» за собой целый «род» новых героев, а также несколько сюжетов, связанных с ними. Интересно, что позже Фелагунд становится наполовину нолдо, наполовину тэлеро (по матери), что, возможно, должно было подчеркнуть связь и родство народов нолдор и тэлери и ярче оттенить драматизм первой битвы эльфов, Убийства Родичей в Альквалондэ. Также это сделало Фелагунда и его семью родичами Элу Тингола (что тоже сыграло важную роль в сюжете).
читать дальше

00:09 

Эарендиль и Эльвинг, Берен и Лутиэн, Фродо и т.д.

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Это я по поводу своего "Конца Клятвы", Сильма, ВК и относительно вышеупомянутых героев. Каюсь сразу - драматизма подбавила сознательно, для обострения ситуации и даже вопреки собственному хедканону (по нему Эарендиль все-таки может останавливаться в башне жены). И объяснила "за чудо надо платить". Притом платят "самые непричастные". Помните вот это вот: "Ты спас Шир, но не для себя" и "Я не желаю тебе счастья и долгих лет жизни, их у тебя не будет, но я здесь ни при чем, я только предсказываю" (Саруман говорит Фродо). И вот такой вот "несправедливый мир". Что за величайший подвиг нет величайшей награды, а часто есть страдания и смерть. Вот и у Берена и Лутиэн были "кратки годы и счастье". При этом каким-то странным образом это кажется нормальным, хотя, казалось бы, должно вызывать возмущение: "Что это за Добро такое, которое не награждает, а чуть ли не карает?"

У меня есть два объяснения.

Первое - это действие Арды Искаженной. Что вот в искаженном мире за добрые дела и подвиги нет награды, а есть страдания и смерть. Так уж Моргот все извратил.

Второе - это сделано специально самим же Эру, чтобы "хорошие дела" совершались не ради награды, а ради них самих. То есть это испытание такое - вот тебе за "приверженность добру" не только хорошо не будет, а будет даже плохо - выдержишь ли? Любишь ли ты добро ради него самого, а не просто ради плюшек?

А вы как думаете?

00:50 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Ну, сакраментальную игру в загадки Голлума и Бильбо все помнят.

А вот менее известный пример.

"Где вы бывали? Что вы видали?"
"В эльфийском просторе, там слезы и горе,
Огонь там печет и кровь там течет,
Вот, что видали, вот что слыхали.
читать дальше

16:56 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Пишет alwdis:

О Толкиене и эпосе
Давеча в одной дискуссии мне сказали, что "Властелин Колец" - это эпос. И герои его - эпические.
М-дя.
Как человек, который преподает теорию эпоса почти три десятка лет, объясняю.
Эпос
- это мир, где НАШ герой - всегда прав. Он может лгать, как Кришна и
Одиссей, он может губить своих, как Ахилл, он может разносить город
людей, как Илья Муромец, убивать родного сына, как тот же Илья и еще ряд
героев, он может совершить еще кучу поступков, которые по нашим
понятиям чудовищны, но он СВОЙ и поэтому он всегда ХОРОШ.
А ВРАГ
может быть честен (куча таких монстров), может любить семью и родину,
как Гектор, может быть верным другом, как Дурьодхана, но он ПЛОХ, потому
что он ВРАГ.
Разумеется, есть эпические герои более привычных нам
моральных ценностей, но вот это "свой - хорош, несмотря на на, враг -
плох, несмотря на" и там нет-нет, а промелькнет.
Спроецируйте эту парадигму на Толкиена. Есть? Ни близко.
Так что никогда не называйте книги Толкиена эпосом. Пожалуйста.

К прочтению интересующимся - моя старая статья "Четыре поколения эпических героев".
Несмотря
на почтенный возраст (ей больше 20-ти лет, с ума сойти! а мне было 25,
когда писала...), вполне годная в пищу. Кое- что я бы сейчас изложила
иначе, но в целом всё так.

URL записи

Кинн
в комментариях там правильно говорит: эпос - это не про то, кто
"хороший", а кто "плохой" (кстати, вполне есть эпосы, где "наш герой" -
собрание всех добродетелей, а "их герой=наш враг" - злобная бяка). Да и
вообще "Властелин Колец" сам по себе не эпос, а в крайнем случае
"эпический роман". Вот "Сильмариллион" больше подходит под "эпос", но
да, он имеет отличия от "народного эпоса". Но меньше, чем некоторым
хочется.

16:56 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Фанфик про Эарендиля и Эльвинг для Ассиди

ficbook.net/readfic/5051995

18:35 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Пишу сейчас про поселение халадинов и у него, оказывается, три названия. Амон Обель, Эфель Брандир и Обель Халад. Хотя, кажется, Толкин остановился на последнем варианте, но мне нравится думать, что просто сами халадины переименовывали. "Эфель Брандир" - это "огороженное поселение Брандира", потому что при Брандире его обнесли частоколом. А вот после гибели Брандира его преемник Харданг мог захотеть искоренить память о предшественнике и переименовал поселение в "Обель Халад" ("селение вождя").

21:46 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
А-а-а, мой фик озвучили!

vk.com/wall290469128_133

18:46 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
AU про Финвэ-Мириэль-Индис, где конфликт разрешается иным образом. ficbook.net/readfic/4960527

21:02 

Ilwen
Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Так-так. А тут пришел экономист и всех разогнал.

В смысле, вот. Цитирую alwdis:

"– Мужчины уходят строить дороги. Если у семьи не остается кормильцев вовсе, она живет за счет казны. Не скажу, что у них каждый день такой ужин, но на голод и лишения пока не жаловался никто. Если кормилец есть… мои люди посмотрят и разберутся. Пока муж или старший сын, или оба строят дороги, их семья сыта, одета и имеет крышу над головой. Это я обещаю.
– Но ты действительно не платишь строителям? – спросил Таургон.
– Ни единой монеты! Никому, за все годы. И, будь уверен, не заплачу и в будущем.
Глаза наследника сияли. Не бывает такого взгляда у кровопийцы-паука, которого тщетно молить о милосердии.
Вспомни глаза Салганта и посмотри в эти. И ты поймешь, кто прав. Поймешь, хоть по-прежнему не понимаешь его хитрости.
– Тогда я молю о милосердии для нас, – улыбнулся Таургон. – Расскажи, не мучай.
– Я плачу строителям, – смилостивился Денетор. – Но не деньгами. Я им плачу годами.
– Годами?
– Да. Годами на новой земле, которую они получат. Годами без налогов. По числу отработанных на меня лет.
Таургон вспомнил, что грушу режут затем, чтобы потом съесть.
– Налоги не платит семья, – продолжал Денетор, – но если работали отец и сын, и сын после свадьбы отделился, то все свои отработанные годы он получает сполна. Вот поэтому – не больше десяти лет. Им еще хозяйство поднимать на новом месте. Ну и вообще – больше десяти лет не платить налогов это чересчур."

...

"– Тогда, – заметил Денетор, – я добавлю. Попытайся представить, что у строителей есть деньги. Где бы они их, – он прервался на ложку десерта, – стали хранить? В поясе, чтобы они просыпались при неудачном движении? В лагере, чтобы их легко было украсть? Или отправляли семье, чтобы женщины их растратили раньше времени?"

Итак, поскольку я и есть экономист, то попробуем разобрать, что здесь предлагается. Автор пытается внедрить в Гондор "кейнсианскую модель". "Кейнсианство", если объяснять без особых тонкостей - это модель, при которой правительство искусственно снижает безработицу с помощью "государственных программ" - в частности, это может подразумевать строительство разной инфраструктуры, например, дорог. Минус этой модели в том, что из-за зарплаты строителям "разгоняется" инфляция (потому что строители дорог производят не товары, которые можно продать). Кстати, есть обратная, монетаристская модель, когда никаких "государственных программ" по строительству не осуществляется, то есть задействованы только те работники, которые затребованы на рынке труда - тогда инфляция снижается, зато "разгоняется" безработица.

Но, поскольку "строителям не платят" - то получается, что и инфляции нет. Но это только на первый взгляд. Поскольку правительство закупает продукты и одежду для строителей и их семей, то, соответственно, цены на эти продукты и вещи повышаются (если, конечно, в Гондоре не существует государственного регулирования цен, что маловероятно). Кстати, если количество продуктов и прочих товаров ограничено - то возникает еще и дефицит товаров (явление, хорошо известная всем, кто жил в СССР), ведь выгоднее продать правительству сразу большую партию товара, чем ждать одиночных частных покупателей. Таким образом, получается, что производители продают сразу некое количество товаров государству, а частные покупатели (то есть весь остальной народ) раскупают остатки по взвинченным ценам. Умонастроения народа после этого можно себе представить :)

Еще один момент. Строители работают бесплатно, но им дают пищу и одежду (и некое количество всяких товаров первой необходимости, например, мыло, посуду и т.п.) То же самое делается в отношении их семей. Плюс - освобождение от налогов на то же количество лет, что строитель отработал. Если принять, что процент налога - 20 (в современном обществе с физлиц - 13, но существуют еще всякие налоги, не такие явные), то получается, что остальные 80 % - это прокорм самого работника и его семьи, впритык. То есть зарплаты у этих строителей такие, что можно только прокормить себя, семью и заплатить налоги. Учтем при этом, что потребление в те времена было меньше, чем теперь, ведь людям не было необходимо много вещей, которые есть сейчас (например, всякого рода техника). Да, не очень хорошо жили простые люди в Гондоре, хоббиты - и те лучше...

И, наконец, третье, неочевидное. "Или отправляли семье, чтобы женщины их растратили раньше времени?"

Люди, далекие от экономики, почему-то думают, что "растрата денег" - это что-то плохое. Тогда как наоборот, подобные траты "двигают" экономику вперед, при этом "отдача" получается больше, чем первоначальные затраты. Это явление называется "мультипликатор". Грубо говоря, его смысл состоит в следующем: гипотетическая "женщина"-потребительница тратит серебряную монету на приобретение, допустим, платья. Тем самым она дает заработать портному, сшившему платье. Портной, получив монету, часть тратит на продукты семье, часть - на материю. Этим он дает заработать фермеру и ткачу. Фермер и ткач... ну вы поняли смысл, да? Серебряная монета "по дороге" превращается в полторы-две, это и называется "мультипликатором". Поэтому тратить - это хорошо, это движение экономики вперед, а "собирать в кубышку" - это хорошо далеко не всегда.

Альвдис, если будешь называть "глупостями" - будь добра указать, где они :)

Толкин: статьи, фанфики

главная